Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Методические рекомендации по ведению школьной документации

   Содержание

1 Классный журнал

Классный журнал – государственный нормативно-финансовый документ, вести который обязан каждый классный руководитель и учитель.

Устанавливаются два вида классных журналов - для I -IV и V - XI классов

Директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе обеспечивают хранение классных журналов и систематически осуществляют контроль за правильностью их ведения.

Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом классе по форме, утвержденной министерством образования РФ.

Журналы параллельных классов нумеруются литерами. Например, "I-A класс", "I-б класс", "V-а класс", "V-б класс", "V-в класс".

Все записи в классном журнале должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета четко и аккуратно, без исправлений.

Исправления в журнале допускаются только по распоряжению директора.

Классный руководитель заполняет в журнале:

  • стр.2 – Оглавление;
  • списки учащихся на всех страницах (фамилия, имя – полностью);
  • фамилия, имя, отчество учителя предметника на всех страницах журнала;
  • – Общие сведения об учащихся;
  • – Сведения о количестве уроков пропущенных обучающимися;
  • – Сводная ведомость учета успеваемости;
  • – Листок здоровья;

1.1 Обязанности учителя

  • систематически проверять и оценивать знания учащихся, а так же ежеурочно отмечать отсутствующих, записывать дату;
  • на левой странице журнала ставить дату урока, при сдвоенном уроке – две даты, отмечает отсутствующих на уроках буквой «н», выставляет отметки за устный и письменный ответ ( в колонку за то число, когда проводилась работа). Запрещается выставлять отметки задним числом. Отметки за письменные работы выставляются в сроки, оговоренные в «Положении о проверке тетрадей»;
  • в клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов –2,3,4,5,н.
  • выставление в журнале точек, отметок со знаком «-» не допускается;
  • выставление в одной клетке двух отметок допускается только на уроках русского языка и литературы;
  • ежедневно классный руководитель в разделе «учет посещаемости учащихся» записывает количество уроков, пропущенных детьми. В случаях проведения с учащимися занятий в санаториях (больнице) классный руководитель вклеивает справку об обучении в санатории или больнице в конец журнала.

   Если проводится занятие на дому, учителя предметники, ведущие занятия, выставляют отметки только в специальном журнале для надомного обучения. Эти же учителя в конце зачетного периода выставляют в классный журнал только итоговые отметки, которые классный руководитель переносит в итоговую ведомость. Записи в журнале для надомного обучения в конце зачетного периода подписываются родителями (законными представителями) учащегося.

   Итоговая отметка выставляется на основании не менее трех текущих отметок. Отметка «н/а» может быть выставлена только в случае отсутствия трех текущих отметок и пропуска учащимся более 50% учебного времени.

   Итоговые отметки за каждый зачетный период выставляются в следующей клетке после даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом).

   Следует помнить, что выставление неудовлетворительных оценок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (трех и более уроков), после каникул сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебным предметам.

   Между зачетами, тематическими контрольными работами следует предусмотреть промежуточную аттестацию учащихся по изучаемой теме путем устного опроса.

   На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задания на дом. Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному календарно-тематическому планированию и программе по предмету. На занятиях по иностранному языку класс делится на две подгруппы. Записи ведутся индивидуально каждым учителем, ведущим подгруппу.

   При проведении сдвоенных уроков записывается тема каждого урока в каждой графе. Все записи по всем предметам ведутся на русском языке с обязательным указанием не только тем уроков, но и тем контрольных работ, экскурсий, уроков с использованием информационных технологий, видеоуроков.

   Тема урока формулируется в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием. Особое внимание следует обратить на специфику записи урока по следующим предметам:

  • Русский язык

   Отметку за контрольный диктант с грамматическим заданием следует выставлять в одной колонке дробью. Запись в проведении классного изложения по развитию речи следует делать так: Р.р. Изложение с элементами сочинения. Или Р.р. Написание изложения по теме: «….».

  • Чтение

   Отметки за творческие работы (классные, домашние сочинения) выставляются дробью на той странице, где эта работа записана (в графе, соответствующей дате записи урока)

   Категорически запрещается допускать учащихся к работе с классным журналом

 

2 Требования к ведению личной карты обучающегося

   Личная карта обучающегося ведётся в каждом образовательном учреждении и на каждого обучающегося с момента поступления и до его окончания.

  1. Личная карта имеет номер, соответствующий номеру в алфавитной книге записи обучающихся.

   Например: № К/5 означает, что обучающийся записан в алфавитной книге на букву «К» под №5.

  1. Личные карты обучающихся в 1 – 4 классах ведутся учителем
  2. Записи в личной карте необходимо вести чётко, аккуратно и только синими чернилами.
  3. Лицевая сторона личной карты обучающегося заполняется учителем сле-дующим образом:
                                      Личная карта обучающегося
 

№ И/25 (берётся из алфавитной книги)

Иванова Владимира Сергеевича
              ( фамилия, имя, отчество)
ученика муниципального общеобразовательного учреждения
           (название общеобразовательного учреждения)
           начальной общеобразовательной школы_№14. 
           (месторасположение общеобразовательного учреждения)
г.Биробиджана ЕАО, улица Набережная, 5________         
 
Зачислен в 1  класс
«1»сентября 2оо7 г.
_________________
   (подпись директора)
     М.П. 
  1. Личная карта обучающегося должна быть заполнена учителем в срок до 10 сентября текущего учебного года.
  2. В конце учебного года учитель выставляет годовые оценки обучающегося в личную карту и делает отметку об итогах года (переведён в след.класс, оставлен в том же классе, выпущен, исключён), а так же отметку о наградах и поощрениях обучающегося.
  3. Личные карты обучающихся хранятся в приёмной руководителя образовательного учреждения у секретаря.
  4. При выбытии обучающегося из общеобразовательного учреждения личная карта выдаётся на основании письменного заявления родителям (законным представителям) с отметкой об этом в алфавитной книге и в личной карте обучающегося.

2.1 Перечень документов,содержащихся в личной карте обучающегося

  1. Заявление родителей (законных представителей) обучающегося.
  2. Копия свидетельства о рождении обучающегося.
  3. Справка о состоянии здоровья
  4. Личное дело учащегося.

   Личное дело учащегося ведется в каждой школе и на каждого учащегося с момента поступления в школу и до ее окончания (выбытия)

   В личное дело учащегося заносятся: общие сведения об учащемся, итоговые оценки успеваемости по классам и записи о наградах (похвальный лист, похвальная грамота, золотая медаль). В личное дело учащегося при выбытии его из школы вкладывается форма N 26 (сведения о состоянии здоровья), заполняемая по результатам ежегодных медицинских осмотров. Личные дела учащихся в начальной школе ведутся учителями, в старших классах - классными руководителями

  Личное дело имеет номер, соответствующий номеру в алфавитной книге записи учащихся (например, N К/5 - означает, что учащийся записан в алфавитной книге на букву "К" под N 5).

  При выбытии учащегося из школы личное дело выдается на основании письменного заявления родителям или лицам, их заменяющим, с отметкой об этом в алфавитной книге; по окончании школы личное дело учащегося хранится в архиве школы 3 года.

 

3 Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся

  1. Дневник должен проверятся классным руководителем 1 раз в неделю
  2. Учащиеся должны четко знать требования, которые предъявляет руководитель к ведению дневника
  3. Дневник ученика должен отражать результаты его учебных достижений без акцента на личные качества ученика.
  4. Дневники ученика должен отражать активность участия ученика в жизни класса и результативность его участия в школьной жизни.
  5. Можно предложить классным руководителям еще одно новшество, которое поможет использовать дневник в положительном смысле. В конце недели учащиеся могут подсчитывать и фиксировать количество положительных отметок за прошедшую неделю. это приятно и самим учащимся и не менее приятно родителям заглянуть в дневник ученика и увидеть достижения своего ребенка за неделю.
  6. Дневники можно и нужно использовать для того, чтобы поддержать ученика в трудную для нег минуту жизни, чтобы своей записью искренне отметить те успехи и достижения, которые им достигнуты.

   Записи в дневниках учащихся, которые делает классный руководитель, не должны быть однотипными и стандартными. Ведь учащиеся, особенно на среднем этапе обучения, очень ревностно относятся к тому, что написал учитель в дневнике, какие слова нашел, отметить его достижения, повторил ли эти слова в другом дневнике. Говоря о школьном дневнике, можно предложить несколько интересных мероприятий, связанных со школьным дневником. Во многих семьях школьные дневники являются семейной реликвией. В архивах семей находятся дневники нескольких поколений. Интересным может быть классным час «Дневникое истории», на который могут быть приглашены родители учащихся, дедушки и бабушки, которые расскажут о значимости дневника в школьной жизни в то время, когда они были детьми, поделятся интересными историями, связанными со школьными со школьным дневником. Интересным мероприятием в классе в рамках классной юморине может стать «Ода дневнике». Ребята придумывают афоризмы на слово «дневник», рассказывают фантастические истории о жизни дневника у разных владельцев, сочиняют стихи - посвящения дневнику, защищают проект дневника 21 века.

 

4 Единые требования к организации учебного процесса

4.1 Обязанности учителя

  1. Обеспечивает выполнение учебной программы по преподаваемому предмету в полном объеме, в соответствии с требованиями государственных общеобразовательных стандартов и принципом преемственности обучения
  2. Обеспечивает эффективную и четкую организацию учебного процесса на основе современных моделей и технологий обучения
  3. Принимает все меры к достижению и подтверждению учащимися высокого уровня образования
  4. Ориентирует обучение не на заучивание, а на понимание и осмысление материала.
  5. Способствует расширению культурной сферы преподаваемого предмета, знакомит учащихся с историкокультурным контекстом изучаемых тем.
  6. Мотивирует самостоятельную работу учащихся по предмету.
  7. Формирует у школьников навыки письменной речи, библиографической работы в рамках предмета, умение конспектировать, корректно цитировать материал.
  8. Осуществляет обучение на высоком образовательнометодическом уровне, постоянно контролирует учебную работу школьников, выполнение ими домашних заданий, ведение тетрадей, другие аспекты работы.
  9. В срок оценивает учащихся, выставляет текущие отметки не реже одного раза в неделю.
  10. Проводит диагностику знаний учащихся (диагностические срезы два раза в год - "вступительные" и #Разрабатывает для учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе, индивидуальные задания по предмету.
  11. Формирует и поддерживает у школьников интерес к своему предмету, а также чувство гордости за свое учебное заведение.

 

5 Требования к ведению ученических тетрадей

   Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимися надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого ученика: Правила ведения тетрадей и оформления работ учащимися

5.1 Общие требования к ведению тетрадей

   Все записи в тетрадях учащиеся должны производить с соблюдением следующих правил:

  • писать аккуратным, разборчивым почерком
  • единообразно выполнять надписи на обложке тетради
  • указывать название предмета, класс, фамилию и имя
  • соблюдать поля и красную строку
  • указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 09.09.01)
  • указывать, где выполняется работа (классная или домашняя)
  • писать на отдельной строке тему урока
  • указывать вид выполняемой работы (план, конспект, лабораторная работа и т.д.)
  • выполнять задания аккуратно, подчеркивая условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости - с применением линейки
  • исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак аккуратно зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

5.2 Специальные требования к ведению тетрадей по отдельным предметам

5.2.1 Русский язык

   Для выполнения всех видов работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей:

  • по две рабочие тетради в 7 - 9 классах
  • одну тетрадь в 10 - 11 классах
  • одну тетрадь для контрольных работ
  • одну тетрадь для творческих работ

   В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, первое сентября). Обозначается номер упраж-нения. Между датой, наименованием вида работы, заголовком и текстом в тетра-дях по русскому языку строка не пропускается. Между заключительной строкой текста одной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы пропускаются две строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

5.2.2 Иностранный язык

   Для выполнения всех видов работ по иностранному языку учащиеся долж-ны иметь:

  • по две тетради в 7 - 9 классах
  • одну тетрадь в 10 - 11 классах
  • одну тетрадь как словарь для записи иностранных слов в 7 - 11 классах
  • одну тетрадь для контрольных работ

   Тетради подписываются на изучаемом языке, число и месяц записываются словами. Поля в тетрадях по иностранному языку располагаются слева.

 

5.3 Примерные требования к оформлению реферативных работ

Реферативная работа учащегося оформляется следующим образом:

  • на титульном листе указывается название учебного заведения, название (тема) реферата, класс, автор, научный руководитель и его Ф.И.О., город и год
  • в оглавлении приводится перечень основных частей реферата: введение, ос-новная часть, заключение, список используемой литературы, - и указывают-ся страницы
  • введение должно включать в себя обоснование актуальности избранной те-мы, описание целей и задач, которые ставит перед собой автор
  • основная часть должна представлять собой целостный (сплошной) текст, разделяемый лишь на смысловые блоки (разделы)
  • основные положения разделов подытоживаются обязательными выводами
  • заключение содержит общие выводы реферата, которые не должны повто-рять выводы по разделам
  • список используемой литературы должен включать в себя не менее 5 на-именований
  • после списка используемой литературы в реферат может быть добавлен раздел Приложения (иллюстрации, таблицы, схемы, графики и т.п.)
  • при дословном цитировании в тексте необходимы кавычки в начале и в конце цитаты; если автор реферата пересказывает чью-либо мысль своими словами или близко к тексту, кавычки не обязательны
  • при цитировании или пересказе "чужих" мыслей обязательны сноски на ту литературу (автора), откуда эта мысль, вывод, положение взяты
  • сноски оформляются единообразно - либо внизу каждой страницы (нумера-ция на каждой странице должна начинаться с единицы), либо в конце рефе-рата (нумерация должна начинаться с единицы и продолжаться до конца работы)
  • справочно-вспомогательный аппарат должен быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами (фамилия, инициалы автора; название книги, ста-тьи; место и год издания; номера страниц)

 

5.4 О едином орфографическом режиме

Соблюдение единого орфографического режима является обязательным по всем учебным дисциплинам, предусматривающим выполнение учащимися письменных работ

  • Все учителя, независимо от преподаваемой дисциплины, должны проверять грамотность классных и домашних письменных работ, исправлять допу-щенные орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки
  • Учителя должны обращать особое внимание учащихся на общую культуру письменных работ, в том числе: стиль, оформление, каллиграфические на-выки, соблюдение структуры текста (красная строка и пр.), законченность мысли и т.д.

 

5.5 Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

   Тетради учащихся 1-го класса подписываются либо учителем, либо родите-лями. Совершенно не обязательно, чтобы тетради в первом классе были подписа-ны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетра-дях. Тетради 2-4 классов подписываются самими учащимися.

   Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.

   Следует Не следует Примечание Тетрадь для работ по математике для работ по русскому язы-ку ученика (цы) 3 класса «а» начальной школы Тетрадь по математике по русскому языку

   Тетрадь для математики для русского языка Предлог «по» отно-сится к существитель-ному «математика» (русский язык), по-этому и пишется на той же строке Ивановой Ольги

Коробцовой

Анастасии Павлова

Дмитрия	Оли Ивановой

Насти Коробцовой Димы Павлова

Ольги Ивановой Анастасии Коробцо-вой Дмитрия Павлова

Ивановой Оли Коробцовой Насти Павлова Димы Фамилию и имя надо писать в родительном падеже, на первом месте фамилию, затем полное имя Павлова Дмитрия Кузнецова Александра Шакина Владимира Павлова Димы Кузнецова Саши Шакина Вовы

Димы Павлова Саши Кузнецова Вовы Шакина

Дмитрия Павлова Александра Кузнецова Владимира Шакина

 

5.6 Оформление письменных работ по математике и русскому языку

5.6.1 Общие положения

  • Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфически аккурат-ным почерком.
  • При определении каллиграфического письма необходимо строго со-блюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

   Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координационную деятельность вовлекаются кора головного мозга (поч-ти все её отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6 – 7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируется и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это со-блюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих лёгкость и правильность чтения письменного текста, способст-вующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

  • Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания для всех учащихся.
  • Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учётом сис-темы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультатным прописыванием элементов, букв, слогов и слов.
  • Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе.

   При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребёнку, так как

  • часть учащихся пишет достаточно красиво, чтобы тратить на уроке на это время;
  • часть учащихся неправильно оформляет соединения, что является серьёзной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
  • часть учащихся испытывает трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
  • следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность и высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обяза-тельного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофи-зиологов.

   На сегодняшний день, по данным института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20 – 30 %, т.е. по 7 – 9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся пятых классов таких детей 20 – 25 %, т.е. все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения.

   Не совсем правильно и корректно требовать от совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элемен-тов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как показывают ис-следования специалистов (директор института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких, нейропсихофизиологи В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман), мальчикам «не-интересно изо дня в день делать одно и тоже, такая работа не отвечает особенно-стям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, ис-пытывает большие трудности при работе на конвейере».

   «Графологи давно научились отличать почерк мужчины от почерка женщи-ны. Женский почерк обычно более «правильный», красивый, стандартный, сим-метричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. По-черк мужчины чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, инди-видуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее по-хожий на принятые стандарты». Поэтому необходимо это учитывать учителю и не нарушать при этом гармонию физиологических механизмов психики и их пове-денческих механизмов.

   А вот система работа по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференциро-ванно и на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

   Учителям следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, цифр. Слоги и буквы, которые требуют корректировки.

   В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо ис-правлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на полях (подчеркнуть непра-вильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на по-лях и для прописывания на новой строке).

   Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в класс-ных и домашних работах.

   Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуем, как один из оптимальных вариантов, в ходе про-верки работ учащихся только зачёркивать неправильный ответ или ошибку, под-черкнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома напи-сать нужный ответ или орфограмму.

5.7 Оформление письменных работ по русскому языку

   После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

   При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см ( на 2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого на-чала оформления текстов в первом классе.

   В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учиты-вать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.

   Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем 5 мм.

   Справа дописываем до конца строки, при этом с 1-го класса учим норма-тивному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Не-обоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

   Запись даты написания работы по русскому языку ведётся по центру рабо-чей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учи-телем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окон-чании периода обучении грамоте и до окончания четвёртого класса записывается число и полное название месяца. Например: 1 декабря. 15 апреля. В четвёртом классе допускается в записи числа писать имена числительные полностью. Например: Первое декабря. Пятнадцатое апреля. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без про-пуска строки) по центру и оформляется как предложение. Например: Классная работа. Домашняя работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Вариативность выполнения работ фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная и краткая запись) либо на полях (краткая запись). Например: 1 – вариант. 1 – в. 2 – вариант. 2 – в. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязатель-но указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Но-мер упражнения необходимо указывать по центру строки ( полная форма записи). Например: Упражнение 14. Все подчёркивания следует делать остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Исправление ошибок учащимися в тетради производится аккуратно черни-лами ( шариковой ручкой). Переход в первом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

5.8 Оформление письменных работ по математике

   Между классной и домашней работами отступить 4 клетки (на пятой клетке на-чинаем писать следующую работу).

   Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать две клетки (на третьей клетке пишем).

   Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенства и т.п. отступаем четыре клетки вправо, пишем на пятой.

   Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номера заданий с начала строки, отступив слева по горизонтали одну клетку. Это позволяет чётко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной и домашней работ.

   Слово «Задача» не пишем, а только указываем её номер с начала строки слева, отступив 1 клеточку.

Например:

№ 134.

   Число пишем традиционно посередине строки, на пятой клеточке по верти-кали, записывается число и полное название месяца. Например: 1 декабря. В 4 классе число рекомендуется записывать на полях. Например: 17.09.06 (без буквы «г»). Между числом и названием работы по вертикали отступаем 1 клеточку. Между названием работы и самой работой отступаем 2 клеточки по вертикали.

Например: 15 апреля. 1 клеточка.

                                         Классная работа.

2 клеточки. № 143. 1 клеточка. 24+35=59 и т.д. В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каж-дым заданием учащиеся определяют цель задания и записывают её в тетрадь. Например: «Найти сумму»; «Найти разность»; «Найти уменьшаемое»; «Найти вычитаемое»; «Найти значение выражений»; «Найти значение выражений»; «Сравнить величины» и т.д.

   Необходимо с 1-го класса оформлять поля с внешней стороны тетради. На поля следует отводить четыре клетки. Поля проводить простым карандашом.

   При записи математических выражений все символы ( знаки, цифры) фик-сируются с учётом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответст-вия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюде-ние этого требования требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).