Практика работы передовых школ
подтверждает, что совершенствование учебно-воспитательного процесса,
достижение высоких результатов в обучении и воспитании учащихся
возможно лишь там, где благодаря правильной организации методической
работы, создана творческая атмосфера в педагогическом коллективе,
где достигнут высокий уровень методической культуры
учителя. Правильно организовать методическую работу - значит:
- исходя из поставленных задач, конкретно определить содержание
и формы работы по каждому предмету и соответственно спланировать;
- скоординировать и по возможности взаимосвязать индивидуальные
и коллективные формы работы по намеченным планам;
- создать необходимые условия для работы (имеется в виду
урегулирование учебной и общественной нагрузки учителя, выделение
по возможности методических дней, создание нормальной
психологической обстановки в коллективе, наличие методического
кабинета с необходимым материалом, забота о максимальных удобствах
труда и быта учителя);
- систематически осуществлять контроль за методической работой
учителя с целью оказания своевременной помощи и ликвидации
недостатков;
- вооружать учителя передовыми методами и приемами работы на
основе внедрения достижений педагогической науки и передового пед.
опыта.
Для успешной постановки методической
работы требуется мобилизация сил и возможностей педагогических
коллективов школ, оптимальная расстановка сил по организации и
руководству методической работой, серьезный подход к планированию
работы методических объединений, постоянная работа учителя над
повышением своей научной и педагогической квалификации. При
планировании методической работы единая общешкольная методическая
тема, “Урок-основная форма” совершенствование учебно-воспитательного
процесса как стержневая, должна найти конкретное выражение в планах
самообразования и внутришкольных м/о. Работа в м /о должна
вестись в следующих направлениях:
- Изучение и анализ состояния преподавания и качества знаний,
умений и навыков, уровень научной, нравственной и трудовой
воспитательности учащихся. (посещение и анализ уроков, внеклассных
мероприятий, проверка выполнения учебных программ, использование
воспитательных возможностей учебного предмета, проведение
контрольных работ и их анализ, просмотр тетрадей и т.д.)
- Изучение системы работы учителя (качество уроков, выполнение
современных требований к уроку, знакомство с планированием,
эффективность методов обучения, используемых учителем.)
- Коллективное и индивидуальное изучение и творческое применение
прогрессивной методики обучения и воспитания.
- Изучение передового опыта учителей школы города, республики,
федерации и творческое его применение.
- Опережающее рассмотрение отдельных, наиболее трудных тем
программы (желательно с показом уроков по теме для учителей
параллельных классов).
- Разработка наиболее трудных вопросов и тем учебной программы в
помощь учителям и учащимся.
- Разработка с учителями начальных классов по вопросам
преемственности.
- Внеклассная работа. Факультативы.
- Методика применения технических средств обучения на уроках и
во внеклассной работе.
- Взаимопосещение уроков и внекл. занятий.Открытые уроки.Обмен
опытом.
- Контроль и помощь учителям по самообразованию (отчеты учителей
с предъявлением рефератов, обзоры педагогических и методических
журналов, ознакомление с инструктивно-методическими письмами).
- Пополнение методкабинетов (уголков) необходимыми материалами.
На каждом очередном заседании
методического объединения необходимо предусматривать задания
учителям по реализации утвержденного плана работы. Рекомендуется на
первом заседании методических объединений рассматривать следующие
вопросы:
- Состояние учебно-воспитательной работы и качество знаний,
умений и навыков уч-ся по предмету за истекший уч.год и задачи м/о
на новый уч. год.
- Итоги работы м/о над общешкольной проблемой. Задачи на новый
уч. год.
- Ознакомление с инструктивно - методическими письмами.
- Утверждение плана работы м/о и самообразования учителей.
М/о может достичь успеха лишь в том
случае, если оно может обеспечить тщательную подготовку каждого
учителя к очередному заседанию, если повысится ответственность за
качество докладов, рефератов, различных метод. разработок, открытых
уроков, если учитель будет получать индивидуальные задания по
искоренению недостатков в своей работе и освоении передовых методов
обучения и воспитания, будет выполняться решения и рекомендации.
Успешная работа м/о в немалой степени зависит от
квалифицированного осуществления руководства и контроля за их
деятельности, от оказания своевременной помощи, создания необходимых
условий для их работы. Руководство школы вместе с общественными
организациями должно позаботиться о создании в школе хороших
методических объединений (уголков), сосредоточив в них по
возможности необходимый методический инструментарий учителя:
- учебные программы, инструктивно - методические письма,
методические рекомендации по предметам, методические журналы,
перечень имеющийся в библиотеке литературы по теории и методике
предмета, список изучаемых литературных произведений, наглядных
пособий, каталог диафильмов, кинофильмов, кинофрагментов и
к/кольцовок, граммзаписей, картотеки книг и журнальных статей по
различным актуальным проблемам учебно - воспитательного процесса;
- сборники заданий для контрольных и обучающих самостоятельных
работ, дидактический материал;
- стенды наглядных пособий, изготовленные учителями и учащимися,
лучшие творческие работы, тетради и дневники учащихся;
- магнитофонные записи лучших уроков, докладов, лекций;
- образцы тематических и поурочных планов, наиболее интересные
планы работы классных руководителей и воспитателей;
- планы работы факультативов;
- обобщенный материал (альбомы, папки, стенды, витрины, выставки
и т. д.) из опыта работы лучших учителей, классных руководителей,
воспитателей;
- материалы о работе школы с родителями и общественностью
(конспекты бесед и лекций для родителей, планы родительских
лекториев, факультетов)
- доклады учителей на м/о, педсовета,научно - практических
конференциях, педагогических чтениях, раскрывающие опыт работы,
процесс и результат работы педагогического творчества;
- желательно накапливать в школьных методкабинетах и материалы
по краеведению, которые помогают учителю связывать обучение с
жизнью.
Руководители школ и м/о должны заботится
о своевременном прохождении учителями курсов переподготовки и
повышения квалификации, следить за выполнением ими докурсовых и
послекурсовых заданий, посещать курсантов для выяснения, произошли
ли положит. сдвиги в работе учителя после курсов. Посещение и
анализ уроков, внеклассных занятий - одна из действенных форм
методической помощи учителю. Администрация, руководители м/о должны
регулярно планировать взаимопосещение уроков и внеклассных
мероприятий, в результате обмена мнениями делать практические
выводы, принимать соответствующие рекомендации. Особенно серьезно
следует подходить к так называемым открытым урокам или открытым
внеклассным мероприятиям. Это одна из важных форм распространения
передового опыта, поэтому в них не должно быть показухи,
саморекламы. Основная задача открытых уроков - конкретное раскрытие
идей передового опыта, показ реально существующих лучших образцов
педагогического труда. Каждый открытый урок должен, как правило:
предваряться сообщениям учителя, дающего открытый урок, изложение
его плана и основного педагогического замысла. После посещения
такого урока должно быть проведено с участием всех присутствовавших
творческое критическое, соблюдением такта и доброжелательности
обсуждения урока. Эффективной формой методической работы являются
тематические семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся
по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая
обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов.
Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению
технических средств обучения и методики их применения, разработке
наиболее важных и трудных тем и т.д. Значительное место в работе
методических объединений занимают обзоры литературы, педагогических
журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и
воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать
такие обзоры на каждом заседании м/о.Своевременная информация о
новой литературе оказывает учителям существенную помощь в работе по
самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в
практику достижений педагогической и психологической
науки. Своевременным итогом методической работы в течение
учебного года или двух лет является проведение школьных
педагогических чтений или научно - практических конференций. На них
заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения,
подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями,
принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной
работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К
педчтениям и научно - практическим конференциям следует приурочивать
педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов,
рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных
учителей. Методическая работа будет по настоящему эффективной,
окажет действенное влияние на качество обучения и воспитания только
тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны с
систематическими занятиями, самообразованием. В особом внимании
со стороны администрации школы, руководителей м/о нуждаются молодые
учителя, начинающие свою педагогическую деятельность. Необходимо
организовать качественное прохождение молодыми специалистами
стажировки, оказывать им повседневную помощь в приобретении
профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической помощи
нуждаются учителя, получившие рекомендации по результатам
аттестации. Индивидуальная помощь молодым специалистам и учителям,
получившим рекомендации, может производится в форме наставничества,
индивидуального шефства со стороны опытных педагогов. Такое шефство
предполагает взаимопосещение уроков и их анализ, совместное
планирование уроков и внеклассных мероприятий, разработку планов
самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей
целесообразно спланировать по следующим трем основным
направлениям:
- Вопросы общей педагогики, детской и педагогической психологии.
- Научно-теоретическая и метод. подготовка по преподаваемому
предмету.
- Расширение общекультурного кругозора.
Неотъемлемой составной частью
методической работы в школе является изучение, обобщение,
распространение и внедрение в практику лучшего педагогического
опыта. Занятия школьных методических объединений во избежание
перегрузки учителей рекомендуется проводить не чаще, чем 3 - 4 раза
в год. Общее руководство методических объединений в соответствии с
уставом средней общеобразовательной школы осуществляют директор
школы, который“создает необходимые условия для повышения научно -
технического уровня и квалификации педагогических кадров.”
Организация методической работы возлагается на заместителя директора
по научно - воспитательной работе. Он несет непосредственную
ответственность за планирование методической работы: определяет
задачи м/о, уточняет круг вопросов наиболее важных для
самообразования учителей, организует контроль за выполнением
индивидуальных планов самообразования и
т.д.
|