- Чтение
1. Как проводится подготовка к чтению
создает ли соответствующий настрой и возбуждает ли эмоционально -
мыслительную активность учащихся, сопровождается ли урок чтения
наблюдениями, экскурсиями, демонстрацией кинофильмов и т.д. Как
ставится проблемная задача в начале урока, способствует ли она
мобилизирующей мысли и чувства детей, возбуждает ли у них активное
отношение к читаемому, кто и как проводит первое ориентировочное
чтение текста в целом. Какие задания ставятся классу перед этим
чтением и как они решаются?
- Чтение текста учащихся по частям и разбор каждой
части. Характер и качество вопросов, которые ставит учитель классу
до или после чтения каждой части текста. Как проводится словарная
и фразеологическая работа? Когда и как используются картины и
другие учебно - наглядные пособия? Элементы самостоятельного
разбора и чтения. Повторное, самостоятельное, выборочное чтение
текста учащимися, обобщение его по частям. Анализ изобразительных
средств текста. Как ставятся учителем задания для повторного
чтения, их проблемность и сообщающий характер и идеологические
оценки учащимися событий и поступков героев произведения, наличие
и характер вопросов и заданий воспитывающих эстетические чувства
учащихся. Как осуществляется связь с жизнью, с проблемами
современности, а также с личным опытом учащихся?
- Как организуется обучение и тренировка в
выразительном чтении домашнего задания и нового текста. Проводится
ли предварительный разбор выразительных интонаций, логических
ударений, пауз и их объяснение идейным содержанием текстов,
степень массовости и основательности этой тренировки, охват ею
слабых учащихся. Разучивание выразительного чтения отдельных
частей текстов, многократное перечитывание отдельных абзацев,
предложений для отшлифовки их выразительности. Когда и как учитель
дает образцы выразительного чтения? Использование магнитофона и
грамзаписей с образцами выразительного чтения мастеров слова.
Чтение текста по ролям. Элементы драматизации.
- Как организуется закрепление новых и
совершенствование ранее изученных текстов и развитие речи
учащихся, устное или письменное составление планов, кратких
характеристик героев произведения? Как проводятся пересказы и
письменные изложения прочитанного? В какой мере используются виды
пересказов и изложений, активизирующих творческую мысль и
воображение, развивающих связную речь учащихся: выборочный,
творческий, сжатый отчет о прочитанном и т.д. Устные и письменные
сочинения по аналогии с прочитанным и использование личного опыта.
Повторение и обобщение ранее изученных текстов связь классного
чтения с внеклассным.
- Эффективность уроков чтения и внеклассного чтения. В
какой мере учащиеся умеют осуществлять связь читаемого с жизнью, с
личным опытом?
Грамматика и правописание.
- Как проводится подготовка к изучению и восприятию
нового материала. Обеспечивает ли она творческую активность,
развитие творческого мышления учащихся. Как ставится
познавательная задача, создается ли проблемная ситуация.
Показывается жизненно - практическое значение нового материала.
Проведение подготовительной практической работы, подводящей
учащихся к самостоятельным выводам и обобщениям (использование
частично - поискового метода в условиях нового материала). В каких
случаях применяется объяснительно - иллюстративный метод. Как
используются учебно - наглядные пособия и дидактический материал.
- Как организуется закрепление нового и
совершенствование изученного материала, место самостоятельной
работы учащихся по учебнику для усвоения знаний, проведение устных
упражнений для подготовки у детей умений применять знания к
решению практических задач. Использование сигнальных карточек как
средство самоконтроля, управления умственными операциями каждого
школьника и их корректирования. Письменные упражнения, фронтальные
и самостоятельные: наличие последовательности нарастания
творческих видов упражнений (словообразование и формообразование,
составление и преобразование словосочетаний: предложений и
небольших связных текстов, синонимических и грамматико -
стилистических упражнений). Соотношение практической работы по
развитию навыков и работы по совершенствованию знаний учащихся.
Как проводится непрерывное повторение, обобщ. и систематизация
знаний уч-ся.
- Степень интенсивности учебного труда учащихся на
уроке:
- достаточна ли их учебная нагрузка, каковы трудности
учебных заданий, ведется ли работа в энергетическом темпе;
- как обеспечивается посильность учебной работы для
каждого учебника, организац. в этих целях поэлементного усвоения
трудного нового материала;
- осуществление индивидуального подхода к уч-ся и
организация самостоятельной работы. Использование вариантности
учебных заданий в нужных случаях, особенно для сильных и слабых
учащихся;
- как активизируется работа слабых уч-ся на уроках,
какая оказывается им дополнительная помощь на уроке и после урока;
- специальная работа с сильными учащимися для
обеспечения их продвижения по способностям. Применение игровых
упражнений, элементов занимательности как средств повышения
интереса учащихся и предупреждения утомляемости. Посильность
домашнего задания;
- перспективность в работе учащихся, подготовка их к
изучению предстоящего учебного материала (особенно слабых);
- как организована проверка и оценка самостоятельной
работы учащихся (классной и домашней), степень объективности
оценки знаний, умений;
- как ведется работа с отстающими, неуспевающими
учениками и трудными;
- Эффективность урока, степень продвижения класса
вперед и отдельных учеников в усвоении учебного материала в
развитии и повышении уровня воспитанности, что оригинального в
работе учителя в какой мере внедрен в его практику передовой
практический опыт.
Математика
- Как организована подготовка к изучению нового
материала, повторение пройденного, необходимого для объяснения
нового, постановка познавательной проблемы. Выполнение
подготовительного практического задания, подводящего учеников к
самостоятельным выводам и обобщениям. Объяснение нового с
использованием учебно - наглядных пособий, зарисовок, схем и
других записей на классной доске, а также дидактический материал.
- Как организовано закрепление нового и
совершенствование изученного материала. Устное решение примеров и
задач с использованием сигнальных карточек для самоконтроля и
массовой проверки работы учителем, а также для объяснения выбора
действий. Полуписьменные решения примеров и задач с последующим
анализом и обобщением. Решение задач путем составления уравнений,
составление уравнений по условиям задачи, соотношение фронтальной
и самостоятельной работы учащихся на уроке, полусамостоятельное
решение примеров и задач. Устные, немые и письменные диктанты.
Использование аналитико - синтетического метода разбора решения
задач, составление и преобразование задач и примеров.
Сопоставление и обобщение вариантов задач (прямой и обратной) и
способ их решений, составление и решение задач по аналогии, устное
и письменные объяснения задач.
Тренировка в устном счете, использование
арифметических игр и занимательных упражнений, элементы устного
счета при решении задач и примеров.
Работа над геометрическим материалом,
использование практических работ по измерению, вычислению площадей.
Взвешивание, вычисление на счетах, изготовление таблиц, схем.
Использование таблиц, схем и т.д. составление и решение жизненно -
практических расчетов и задач самими учащимися.
3.Преемственность и перспективность в
работе учащихся, какое внимание уделяется осмыслению учащимися идеи
функциональной зависимости при решении примеров и
задач?
|